В 1850 году француз Ламбо изготовил лодку из проволочной сетки, обмазанной цементным раствором. Его лодка в качестве чуда техники выставлялась на парижской Всемирной выставке (1854 год). Свое изобретение он презентовал как новинку, способную заменить дерево, гниющее в воде.
В 1917 норвежский инженер Николай Фоугнер построил бетонный теплоход «Намсенфьорд», водоизмещением двести тонн, развивавшее скорость в десять узлов. За ним эстафету подхватили англичане, итальянцы, французы и датчане. На то были свои причины: острая нехватка стали, потребность в большой грузоподъемности. После Первой Мировой войны было построено более 1000 бетонных кораблей
К бетону вернулись во время Второй Мировой. Прежде всего из-за нехватки металла (для корпуса требовалось в полтора – три раза меньше металла, чем для стального судна). Но это было не единственным преимуществом:
– бетонные корабли были дешевыми и быстро строились
– для большинства работ можно было нанимать рабочих, не имевших опыта в кораблестроении
– корпус корабля не ржавел, повреждения быстро заделывались
Но были и недостатки:
– Бетонные корабли отличались большей осадкой за счет более тяжелого корпуса.
– Подобные конструкции гораздо хуже сопротивлялись направленным динамическим нагрузкам (ударам при швартовке, посадке на мель, столкновении со льдом, т.п.).
– Корабли было нелегко модернизировать, присоединять к бетону новые элементы.
– Успех строительства слишком зависит от природных условий (выполнять работы с железобетоном при низких температурах сложно либо вовсе нереально).
Интересно, что бетонные корабли служили потом еще несколько десятилетий. Некоторые из них стали плавучими мишенями. Другие – молами и волнорезами. Армированный бетон стали применять, чтобы возводить нефтяные платформы и нефтехранилища на воде. А железобетонный танкер «Andjuna Sakti» (построен в 1975) до сих пор эксплуатируются в Тихом океане.
https://mi3ch.livejournal.com/4193410.html